Камерныя салісты Мінска: "Membra Jesu Nostri

Места проведения:

Важная информация  – здесь

Полный текст Публичного договора

Подробности о мероприятии

"Membra Jesu Nostri" 

Диана Трифонова, сопрано
Мехтхильд Бах, сопрано (Германия)
Наталья Акинина,  меццо-сопрано
Юрий Городецкий, тенор 
Виталий Амбражевич, бас

Камерный хор "SALUTARIS"
Художественный руководитель - Ольга Янум

Ансамбль "Камерные солисты Минска"
Художественный руководитель - Дмитрий Зубов

 

 

Елена Мальцева, скрипка
Татьяна Федякова, скрипка и виола да гамба (Москва)
Владимир Гаврюшов, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Руст Позюмский, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Виктор Соболенко, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Владимир Волков, виола да гамба (Санкт-Петербург)
Юрий Габрусь, орган

 

Дирижёр - Дмитрий Зубов

 

Концерт проводится при поддержке Посольства Федеративной Республики Германия 
в Республике Беларусь в рамках "Немецких недель 2018"


«Несравненный  музыкант и композитор» - эти  слова Й. К. Ульрих поместил на титульном листе своей траурной оды на смерть Дитриха Букстехуде, величайшего протестантского композитора в период между поколениями  Генриха Шютца  и Иоганна  Себастьяна  Баха. Родившийся предположительно в 1637 г. в  Хельсинборге ( Дания ),  Букстехуде  занимал с 1668 г. до самой своей смерти в 1707 г. должность органиста церкви Марии в Любеке. Тесные дружеские и творческие отношения связывали его со стокгольмским придворным капельмейстером Густафом  Дюбеном.  Этому своему “amico plurimum honorandum” ( «другу многожды достопочтенному» ) и посвятил  любекский мастер цикл из семи кантат “Membra Jesu nostri” (1680). 

Перед нами – в 7 частях -  музыка Страстной недели, внимая  которой слушатель  (по крайней мере в Любеке конца XVII века) благоговейно сопереживал Страсти Христовы, творя внутри себя образ Распятого. Стопы, Колени, Руки, Ребра, Грудь, Сердце, Лик были объектом и поводом для медитации.

Текст, лежащий в основе  семи кантат, восходит в основном к “Rhythmica oratio”  Бернарда Клервосского ( 1090 – 1153 ), хотя некоторые части текста являются более поздними и принадлежат перу Арнульфа из Лувена ( 1200 – 1250 ). Его строфа  “Salve caput cruentatum” стала у Пауля Герхардта текстом  хорала « О глава, покрытая кровью и ранами» (хорала, играющего столь важную роль в  баховских «Страстях»!).

Каждой кантате Букстехуде предпослал строфу из Ветхого Завета, исполняемую хором. Далее он использует для каждой из 7 кантат по три полустрофы из 7 гимнов Бернарда Клервосского . Соответственно стилю своего времени он кладет их на музыку в форме арии из 3-х строф на остинатный  бас. Обрамлением этих строфических арий становится повторение  начальной ветхозаветной сентенции ( лишь в последней  кантате на месте повтора строфы из Писания звучит заключительное «Аминь» ). Каждая кантата открывается инструментальной сонатой.   

Цикл кантат Дитриха Букстехуде свидетельствует глубокое  личное благочестие и в своей  несравненной выразительности  доносит до нас дух этой простодушной истовости, так сильно отличающийся от духа века реформации.

Дорис Хагель (перевод Дмитрия Зубова)

Facebook